Автопром СССР производил грузовики для любой области использования:

  • сельского хозяйства,
  • производства,
  • дальних перевозок,
  • спасательных работ

и других всевозможных нужд, всегда работали эти мощные железные кони. Чтобы рассказать об этом, компания «ДеАгостини» запустила серию «Автолегенды СССР. Грузовики». Героем первого номера стал седельный тягач ЗИЛ-130В1 м полуприцепом ОДАС-794.

ЗИЛ-130В1

В середине 50-х годов внимание руководителей отечественного автопрома сосредоточилось на автопоездах в составе седельного тягача и полуприцепа. Это привело к традиции, по которой все грузовики в СССР разрабатывались в такой конфигурации. Не выбился из нее и ЗИЛ-130.

Этот мощный грузовик стал этапным для всего автомобилестроения в СССР. На нем были впервые опробованы и вышли в серию такие узлы, как:

  • гидроусилитель руля;
  • синхронизированная коробка передач, имеющая косозубые шестерни с постоянным зацеплением;
  • карданная передача с новой конструкцией шарниров;
  • цельнометаллическая кабина с 3 местами, являющаяся очень комфортной по тем временам;
  • система вентиляции и обогрева повышенной эффективности и другие инновации.

Это позволило 130-й модели ЗИЛа стать самой массовой и удачной моделью завода-производителя.

Вариации на тему

Освоение северных территорий СССР, богатых ресурсами, было одной из самых важных задач. Для этого была создана модификация, получившая название ЗИЛ-130В1С. Основной упор был сделан на увеличение радиуса перевозок на 1 заправке, значительное повышение надежности, уверенного старта двигателя и нормальной обстановки для водителя в условиях низких температур.

После установки множества модулей в 1969 году была выпущена партия из 10 ЗИЛ-130В1С, которые отправили для работы в Якутию и Магадан. Однако после этого их выпуск прекратили. К производству северных модификаций вернулись лишь в 1986 году, но они мало чем отличались от базовой модели и использовали малую часть наработок по ЗИЛ-130В1С.

ЗИЛ-138В – модификация ЗИЛ-130В1, работающая на природном газе. Первый опытный образец был создан в 1963 году. После различных тестов с 1 и 2 газовыми баллонами, следующий опытный образец изготовили в 1975 году перед запуском в серию. А 1977 году началось массовое производство, в 1986 году серию переименовали в ЗИЛ‑441610.

ЗИЛ‑130ВМД должен был стать переходной моделью между 130 серией и ЗИЛ-133. В нем должен был использоваться двигатель ЗИЛ‑645 и несколько новых разработок завода. Однако после не очень удачных испытаний работы были свернуты.

ЗИЛ‑8Э130В2 должен был стать переходной моделью перед выходом в серию ЗИЛ‑4331. Основным отличием должен был стать переход на дизельное топливо с использованием двигателя КАМАЗ‑740. Гвоздем в крышку гроба этого проекта стали экономические проблемы в связи с начавшейся перестройкой.

ОДАС-794

Полуприцеп ОДАЗ-794 был спроектирован на Одесском автосборочном заводе специально под ЗИЛ-130. Закрытый тип позволил значительно улучшить сохранность перевозимого груза. Отличительной чертой стала безрамная конструкция. Большие двустворчатые двери сбоку и сзади позволяли быстро и удобно разгрузить фургон в любых условиях. Вентиляция обеспечивалась специальными решетками по периметру. Полуприцеп получил высокую популярность, что привело к разработке всевозможных модификаций под всевозможные нужды.