Легедарный внедорожник ГАЗ 69А

 

История создания

 

В годы войны в качестве разведывательного командирского легкогоавтотранспорта использовались американский WillisMB и советский ГАЗ-67Б. Но по окончании договора лендлиза советские военные больше не могли ездить на американском джипе, а наш «газик» нуждался в срочной модернизации. Кроме того, практика показала, что у этих автомобилей есть серьезные недостатки: слишком мало пассажирских мест и неуемный «аппетит» двигателя.

 

В 1947 году Главное артиллерийское управление дало заказ Горьковскому автомобильному заводу сконструировать современный легкий автомобиль-вездеход, соответствующий определенным техническим требованиям. Это уже видно из официального названия машины –«Артиллерийский тягач колесный легкий» (АТК – Л). Конструкторы же назвали свое детище «Тружеником». Руководителем проекта был инженерГ. М. Вассерман, ученик легендарного В. А. Грачева – того, самого который создал первые советские полноприводные машины. При одном взгляде даже на опытный образец становилось понятно, что это очень и очень перспективная машина:

 

  • над трансмиссией работали такие мэтры автомобилестроения, какВ.С. Соловьев, Б.А. Дехтяр иС.Г. Зислин;
  • кузов, придуманный Б. Н. Панкратовым в соавторстве с Ю.А. Фокиным, отличался изысканными простыми линиями;
  • высокая вместимость и тщательно продуманные детали: например, со стороны водителя в брезенте имеется прорезь для предъявления документов.

По сути, в ГАЗ 69А не было каких-то ультрановых технических «выдумок». Это было удачное подобранное сочетание современных тому времени элементов, которые усиливали друг друга и делали автомобиль, что называется, бессмертным. Многие детали – тормоза, аккумулятор, амортизаторы, МКПП, двигатели были уницифированы с узлами грузовых и легковых машин, которые выпускались серийно. Объясним, что это значит для автомобиля.

 

  • Во-первых, «газик» обладал хорошей проходимостью по грунтовым дорогам.
  • Во-вторых, в случае поломки ремонт не составлял проблемы, поскольку к машине подходили типовые запчасти.
  • В-третьих, производство стало относительно недорогим.

 

Очевидно, что в условиях послевоенного времени, восстановления народного хозяйства после страшной разрухи«газик» стал основной рабочей лошадкой советского человека.

 

ГАЗ 69А - история создания

 

 

Как ГАЗ 69А попал в Ульяновск

 

«Переезд» на новую «родину» осуществлялся постепенно. Сначала, в 1955 году, на Ульяновский автомобильный завод из Горького привозили готовые машинокомплекты, и потом из них собирали «газик». Одновременно ульяновские инженеры осваивали изготовление технических узлов и элементов. Первый «газик», полностью произведенный в Ульяновске, сошел с конвейера в 1955 году.Правда, колеса и двигатель некоторое время еще поставлялись с Горьковского автомобильного завода. Технически автомобили из Горького и Ульяновска никак отличались, только клеймо «УАЗ», расположенное на капоте, выдавало «земляка» Ленина.

 

Советский вездеход выпускался до 1973 года. В 1956 году его начали поставлять в страны Азии, Африки и Южной Америки. Простота и удобства эксплуатации, неприхотливость, высокая проходимостьдешевизна ремонта, сделали наш скромный «газик» очень популярным в государствах, которые только недавно обрели независимость, и чья экономика начинала свое развитие.

 

Сейчас «козлик» ГАЗ 69А снова на пике популярности, но он – герой уже не трудовых и военных будней, а выставок ретроавтомобилей и «покатушек» на внедорожниках.

 

Автолегенды СССР - ГАЗ 69А

 

Спешите купить свежий номер!

 

Больше интересных фактов и историй о «козлике» вы узнаете, внимательно прочитав новый выпуск №102 из серии «Автолегенды СССР». Например,

 

  • в каком известном советском фильме снимался этот замечательный автомобиль;
  • почему в народе его прозвали «козликом»;
  • как выглядят зарубежные «родственники» нашего ГАЗ 69А и многое другое.

 

Кроме того, вы сможете внимательно рассмотреть во всех деталях редкие архивные фотографии и чертежи, получите яркий постер и, конечно, пополните свой автопарк очередной уникальной моделью советской автолегенды.